Канальные нагреватели
Приточно-вытяжные вентиляционные системы предназначены для организации качественного воздухообмена в помещениях различного назначения. Приточная часть вентиляционной установки обеспечивает поставку свежего воздуха, а вытяжная часть утилизирует отработанные воздушные массы из помещения. Количество раз смены воздуха в помещении за один час называется кратностью воздухообмена. Для различных помещений Строительные Нормы и Правила регламентируют разные значения кратности, но в любом случае этот коэффициент не менее 3. То есть воздух в помещении сменяется не менее трех раз в час, а вместе с отточным воздухом из помещения «уходит» и тепло.
Для того чтобы поддерживать температурный баланс, приточный воздух приходится прогревать до температуры не менее +18°C перед его непосредственной подачей в помещение. Частично вернуть потерянное тепло можно при помощи рекуператоров – механизмов, производящих теплообмен между вытяжным и приточным воздушными потоками внутри воздуховодов. Но в большинстве случаев этого недостаточно, и для температурной обработки подаваемого воздуха в сечение воздуховодов приточной вентиляции устанавливают канальные нагреватели.
Исторические факты
Впервые прообраз канального нагревателя был применен в Петербурге в 1835 году для обогрева Императорской художественной Академии. Автором проекта огневоздушной печи является Аммосов Н.А. В то время подобная технология обогрева была весьма эффективной. Одна «аммосовская» печь могла заменить более 30 отопительных змеевиков (аналог современных систем централизованного водяного отопления). Позже «аммосовскими» печами обогревался и Зимний дворец, для его отопления работало 55 больших и 29 маленьких огневоздушных печей. Но, несмотря на все преимущества революционной в то время технологии, прообраз канального нагревателя имел существенные недостатки:
- потоки воздуха в воздуховодах провоцировали постоянный гул;
- атмосферные перепады во время грозы заставляли издавать вентканалы громкий треск;
- воздуховоды сильно перегревались и быстро портили находящиеся поблизости предметы интерьера: картины, росписи и даже мебель.
Именно третий недостаток заставил отказаться от использования огневоздушных печей, и в 1912 году был демонтирован последний нагреватель. Но идея отопления помещений с помощью приточного воздуха не умерла, а была просто отложена в сторону на десятки лет до появления новых технологий.
Электрические канальные нагреватели
Сегодня ни одна более-менее серьезная вентиляционная система не обходится без применения канальных нагревателей, устанавливаемых прямо в сечение воздуховодов. Электрические нагреватели применяются в основном для отопления больших помещений: цехов, торговых и выставочных центров, залов ожиданий и пр. Выпускаются под установку в прямоугольные и круглые воздуховоды. Основной элемент канального нагревателя – электрический спиральный калорифер. Электрическая спираль устанавливается в корпусе из нержавеющей или оцинкованной стали. Класс защиты электрических нагревателей по воде и пыли в соответствии с международными стандартами – IP43.
Приточный воздух, подаваемый по воздуховодам вентиляции, проходит участок сети с калорифером и прогревается. Для того чтобы спираль успевала прогреть проходящий воздушный поток, его скорость не должна превышать 2 м/с. Большинство электрических нагревателей рассчитаны на работу с воздухом температурой 0…+30°C при относительной влажности не более 80%. Максимальная температура воздуха на выходе из канального нагревателя составляет +40°C.
Перед нагревателем в сечении воздуховода вентиляции рекомендуется устанавливать механический фильтр, чтобы очищать приточный воздух от пыли, волокнистых образований, жира и т.д.
Электрические нагреватели можно подключить к системе общей автоматизации вентиляционной сети, тогда контроллер сможет при необходимости самостоятельно включать и отключать калорифер, регулируя температуру воздуха в помещении.
Канальные электрические нагреватели выбираются по мощности:
Р = 0,34*Q*(t1-t2),
где Q – часовая производительность вентиляционной установки, (м.куб./час);
t1 – температура, до которой необходимо догреть приточный воздух;
t2 – температура наружного воздуха.
Систему вентиляции можно дополнить, установив в воздуховоды рекуператор, в этом случае можно сэкономить на мощности нагревателя, так как в расчете будет участвовать t2 – температура приточного воздуха на выходе из теплообменника.
Водяные канальные нагреватели
Водяные нагреватели в основном производятся прямоугольной формы, то есть, предназначены для установки в прямоугольные воздуховоды вентиляции, хотя существуют и модели круглой формы. Принципиальное отличие водяного нагревателя – отсутствие электрической спирали в качестве нагревательного элемента. Вместо нее в стальном корпусе расположен пустотелый медный «змеевик», по которому циркулирует горячая вода или незамерзающая теплообменная жидкость (на случай, если нагреватель находится снаружи здания). Между коленами «змеевика» в шахматном порядке установлены алюминиевые пластины. Циркулирующая рабочая жидкость отдает тепло меди, которая в свою очередь прогревает алюминиевые пластины. Проходящий по воздуховоду поток приточного воздуха омывает медный контур и алюминиевые лопасти, забирая их тепло, и потом подается внутрь помещения. Алюминиевые пластины необходимы для увеличения площади контакта теплых поверхностей с проходящим воздушным потоком.
Как и в случае с электрическим нагревателем, в сечение воздуховода перед водяным калорифером необходимо устанавливать механический фильтр, чтобы пыль и жировой налет не нарастали на теплообменных контурах, иначе эффект теплоотдачи будет значительно снижен. Диапазон рабочих температур водяного нагревателя составляет от +5°C до +60°C при относительной влажности воздуха до 80%. Для эффективной работы канального нагревателя давление воздушного потока в воздуховодах вентиляционной системы должно быть не меньше 1,5 МПа.
Регулировать производительность водяного калорифера можно с помощью:
- дросселей или переточных клапанов, регулируя скорость и объемы циркулирующей в медном контуре жидкости;
- трехходового клапана (положениями «закрыто-открыто»);
- смесительного узла, дающего возможность смешивать потоки поступающей в радиатор и возвращаемой рабочей жидкости.
Фотогалерея